Экспертиза лакокрасочных материалов и покрытий востребована при расследованиях ДТП, убийств и хищений. Основные задачи заключаются в обнаружении на предмете-носителе микроследов лакокрасочных материалов и покрытий, определении факта перекраски предметов, установлении механизма образования следов вещества на предмете, а также установлении технологии окраски предметов и отожествлении предмета по отдельным частицам лакокрасочных материалов.
Лакокрасочные материалы — это эмали, лаки, олифы, шпаклевки, грунты. После нанесения на поверхность объекта и его высыхания, они образуют твердую декоративную защитную пленку, которая является лакокрасочным покрытием.
Цель проведения – определить химический состав лакокрасочного покрытия, а также в обнаружении частиц лакокрасочных материалов и покрытий и определения их природы, состава, вида и назначения.
Кроме этого в результате экспертизы возможно отожествление окрашенных объектов по следам, для определения их принадлежности.
Лакокрасочные материалы (ЛКМ), окрашенные предметы и части лакокрасочных веществ часто являются вещественными доказательствами в уголовных делах и отправляются на криминалистическую экспертизу лакокрасочных материалов и покрытий (ЛКМиП).
Экспертиза проводится на основании определения суда или следственных органов, кроме этого возможно выполнение независимой экспертизы по договоренности с клиентом.
Что подвергается экспертизе
- транспортные средства, сейфы, предметы домашнего обихода или другие окрашенные предметы, которые являются орудиями преступления или предметами преступного посягательства;
- частицы лакокрасочных материалов и покрытий, которые найдены на месте преступления;
- предметы, которые контактировали с ЛКМ (например, одежда со следами краски);
- отдельные объемы сыпучих или жидких ЛКМ, а также их компоненты;
- совокупности окрашенных предметов или объемов ЛКМ.
Что можно выяснить
- имеются ли на представленном объекте следы или частицы ЛКМ;
- имеют ли представленные на экспертизу частицы ЛКМ, изъятые с конкретного автомобиля, общую природу с частицами ЛКМ, которые обнаружены на месте происшествия;
- была ли произведена полная или частичная перекраска исследуемого автомобиля;
- производилась ли окраска данного предмета краской, которая изъята у подозреваемого;
- каким ЛКМ был окрашен объект до перекрашивания;
- являются ли наслоения, которые найдены на одежде потерпевшего, лакокрасочным покрытием данного автомобиля;
- исполнен ли объект художественными красками и если да, то какими;
- имеют ли исследуемые образцы ЛКМ один источник происхождения.
Дефекты
Практика экспертиз заводских покрытий машин наглядно показывает, что установленные производственные дефекты можно разделить на две группы.
- дефекты, которые должны быть установлены и, соответственно, устранены под контролем еще непосредственно на заводе-изготовителе.
- дефекты, которые выявляются в ходе эксплуатации (именно в самом процессе эксплуатации), а не в ее результате.
Случаи, в которых проводится экспертиза лакокрасочного покрытия:
- когда покупатель сомневается в качестве лакокрасочного покрытия транспортного средства;
- в том случае, если продавец требует обосновать претензии к производителю товара, к примеру, когда на многих машинах обнаруживаются типовые дефекты;
- если услуги по ремонтному восстановлению лакокрасочного покрытия выполнены некачественно.